ПУШКИ ТАЩИЛИ НА СЕБЕ
Жизнь любого человека состоит из разноцветных кусочков событий. Школьная пора, юность, друзья. Собрав воедино палитру красок, можно заново почувствовать переживания и радость, взлеты и падения.
Жизнь молодого парня Николая Чевокина началась в селе Богданово. Он закончил пять классов и пошел работать в колхоз. Семья была большая, и Николай, как единственный наследник, старался хоть как-то помочь матери и отцу. С рассветом он всегда был уже в поле. Запрягал лошадей, пахал и сеял. Брался за любое дело. Ответственный и трудолюбивый Коля работал наравне со взрослыми.
– Я любил работать в колхозе, любил тяпать и полоть, – рассказывает Николай Григорьевич. – А ведь земля порой благодарнее любого человека. Если ты к ней с добром, ухаживаешь, поливаешь, то и урожай получишь славный. Вообще считаю, что любую работу нужно любить, иначе просто не стоит за нее браться – толку мало будет.
В декабре 1941 года Николая призвали в армию. Он попал на Дальний Восток в артиллерийский полк. Не очень любит наш герой вспоминать о том времени, будто бы память сама стирает те страшные картинки войны.
– Помню, у нас были лошади, которых использовали для перевоза орудий, – делится своими воспоминаниями ветеран. – Я заботился о двух скакунах: Мурате и Кортике. Они мне были как товарищи. Серые, с густой гривой, не раз солдата выручали. Однажды мы попали в окружение, уже под Белоруссией. В городе Орша. Там первым делом я и вспомнил их крутой нрав и резвые ноги. Подумал, где же теперь мои скакуны?
Нелегко было служить Николаю в артиллерийских войсках. Сначало производилась артподготовка, а потомв бой шла пехота. Для того, чтобы тащить пушки, привязывали лошадей. Они не всегда слушались, поэтому иногда приходилось солдатам волочить вооружение весом около полутора тонн.
– Мы, двадцать человек, еле-еле сдвигали пушку с места, – рассказывает ветеран. – Нужно уже снаряды заряжать, а тут еще нет ничего, не подоспела артиллерия. Такая паника была. Вообще, именно артиллерию всегда называли Богом войны. Ведь на нас возлагалась большая надежда по уничтожению вражеских танков.
Не в одном бою пришлось побывать Николаю Григорьевичу. Много страшного довелось повидать. Но как только стихали выстрелы, солдаты, которые несколько часов назад бесстрашно боролись за страну и уничтожали врага, собирались в землянке под знакомые мелодии гармони.
– Да, это странное чувство, – задумывается ветеран. – Ты без сил, уставший от этого ужаса, но как только мы с товарищами запевали знакомые песни, на сердце сразу становилось тепло. Молодость брала свое, хотелось чего-то доброго и веселого. Часто между боями были слышны знакомые мелодии: «В землянке», «В тумане скрылась милая Одесса». Эх, как мы сладко пели! Наверно, даже немцы нам завидовали.
Николаю Чевокину довелось участвовать в самом страшном бою, когда шел уже 1945 год. На реке Одер. Первый Украинский фронт, в который входил наш герой, участвовал в стратегической наступательной операции. На протяжении двадцати суток советские войска продвигались на расстояние от 20 до 30 километров в день. За это время они преодолели семь укрепленных рубежей противника и две крупные водные преграды.
– Когда мы форсировали Одер, нас так сильно бомбили, – делится ветеран. – За несколько часов мы потеряли все пушки, солдаты гибли. Вокруг были одни раненые и мертвые. Одно спасение – прыгать в ледяную реку. Так я и уцелел тогда.
Больше половины солдат в те дни погибли, но останавливаться было нельзя, Победа была совсем близко. Не дойдя двухсот километров до Берлина, в городе Майсен нашего героя ранило в ногу. Он попал в госпиталь.
– Так удивительно было, когда я, раненный осколком в ногу, не мог ходить, а с поля боя меня немцы вынесли, – рассказывает Николай Григорьевич. – У нас тогда много немецких пленных было. Так вот, они под присмотром наших солдат и выносили раненых.
Победу Николай Чевокин встретил в госпитале. По прошествии некоторого времени вернулся в родную часть. Ехать домой не было смысла, потому что во время войны его родное село было в оккупации, и дом сгорел. Ничего не уцелело. Решено было всей семьей ехать в Московскую область к сестре Наталье. Она в свое время переехала на Свердловку и работала здесь на заводе. Николай Григорьевич устроился на работу в ЖКО. Делал сначала печи, а потом его перевели в строительный отдел. Теперь можно смело сказать, его руками построена часть домов в Свердловском.
Сегодня ветеран Великой Отечественной войны перенес несколько операций на глаза. По состоянию здоровья он не выходит на улицу. Живет вот уже 65 лет с любимой супругой Анной Ивановной.
– Мы каждый раз с нетерпением ждем праздника Победы, – рассказывает Анна Чевокина. – Это самый дорогой для нас день. За большим столом в этом году обязательно соберется не одно поколение. Дети, внуки и правнуки, ведь ради них мой Николай сражался в той войне.
0 Комментариев