Категории Статьи / Страницы истории / Шаги Великой Победы

Дата публикации материала: 17 сен 2016, 11:03

АКВАРЕЛЬ НА ГАЗЕТЕ

У нашего знаменитого земляка из Городищ Бориса Чернышева, народного  художника СССР, в этом году 110-летний юбилей.

На его долю выпали тяжелые испытания, но судьба хранила художника: под Тулой он едва смог выйти из окружения, в 1945-ом под Кенигсбергом к его ногам упал снаряд, но не разорвался, Бориса завалило землей в траншее под танком, но он смог себя откопать. На войне с Японией во время пешего перехода через пустыню Гоби он выпил воды из отравленного колодца, тяжело заболел, но выжил и вместе с армией дошел до Порт-Артура. Орден Славы III степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и другие награды – так отметила Родина его боевой путь.

 

Да и его путь в большое искусство тоже нельзя назвать гладким. Отец Чернышева, по образованию сельский учитель, окончивший Богородское училище, работал на Четвериковской суконной фабрике. Мать из духовного сословия села Анискино.  Борис немного поучился в Городищенском народном училище, но после революции 1917 года, когда умер отец, ему пришлось уехать в Саратовскую область. В 1932 году после Академии художеств в Ленинграде он работал в качестве художника-оформителя. В работе забывал все житейские трудности, для него не существовало заботы об удобствах, обстановке, еде. Он не стремился к званиям, был совсем не приспособлен к борьбе с художественными чинушами, но его талант был замечен. В 1933-1934 годах он участвует в проектных работах Дворца Советов, который планировалось воздвигнуть на месте снесенного Храма Христа Спасителя. Ему и другим ваятелям доверили скульптуру Ленина, которая должна венчать величественное высотное здание.

Вернувшись после войны, работая в тяжелейших условиях, он всю свою любовь сосредоточил на камне. Но не только на нем. Даже газетная и оберточная бумага была предметом его художественных исканий. Пейзажи и натюрморты 1945-1947 годов несут на себе отпечаток классической восточной живописи. Художнику довелось много путешествовать, в любом месте он с удивительной точностью осваивал и использовал местные художественные традиции, будь то Китай, Монголия или другая страна.

Возьмем только одну работу – «Алабинская береза», написанную в годы войны акварелью на простой газете.Через высохшую краску проступает газетный текст с передовицами, указами, лозунгами и т.п. Официоз и душа. Так и в жизни. Его основная работа – роспись зданий в духе того тоталитарного времени, правда, без сверхчеловеков и рельефных мускулов, а дома – творил «под сурдинку». Он органично отразил противоречивые ощущения того времени. Это была подвижническая, жертвенная жизнь, как это ни пафосно звучит. 

В середине 1950-х годов Борис Чернышев вместе с Павлом Кориным работает над созданием мозаичного панно «Кутузов», которое мы можем увидеть на плафонах станции метро «Комсомольская – кольцевая». Значительными достижениями Бориса Петровича стали росписи в Центральном театре Советской, а теперь Российской Армии. Но истинное лицо художника в его станковых работах – мягких, меланхоличных. Он и не рассчитывал, что они будут показаны широкой общественности. 

На родной Свердловке многие уже не помнят Бориса Петровича, одного из семи детей большой чернышевской семьи. Но старожилы знали его сестер – Александру Петровну, преподававшую в школе географию и награжденную орденами Ленина и Трудового Красного Знамени; Лидию Петровну, работавшую воспитателем в детском «очаге». Жители знали его племянника Виктора, в прошлом умелого сварщика и футболиста, который жил на Набережной. И сейчас еще много родственников живут в Анискине. 

 

Городищи, Свердловка, Клязьма, Любосеевка, «Серина горка», Бирлюки, Медное, Монино и другие близкие нашему сердцу названия встречаются, когда читаешь дневники Чернышева, работы о нем, каталоги его произведений. Человек широкой души и благородства привлекал своих коллег. Яркая внешность и незаурядная личность были использованы друзьями-скульпторами для позирования в годы создания памятнику Юрию Долгорукому, что в Москве, на Тверской. Можно верить рассказам или нет, но многие находили внешнее сходство Чернышева с великим князем. Он также послужил моделью и для двух персонажей знаменитого полотна «На поле Куликовом» из коллекции Третьяковки.  

 

Бесполезно рассказывать о живописи. Музыку нужно слушать и слышать, а ее смотреть и видеть. Борис Петрович оставил нам свои дневники и циклы рассказов. Вот один из военных в сокращении:

КАК Я ГОРОД ВЗЯЛ

Борис в самом конце войны, уже в Германии, находился в расчете 45-милиметровой пушки, которую возила пара лошадей. Его части предстояло взять небольшой городок. Въезд в город перегораживала баррикада, за ней сидели немцы и довольно сильно стреляли. Из всего расчета оставались в живых лишь Борис и возница. Они курили, сидя в укрытии за длинным земляным валом, пересекавшим дорогу примерно в двухстах метрах от баррикады; за ним поместилась и пушка, снятая с передка, две лошади, и они сами.

Прибежал начальник артиллерии полка. Глаза от водки красные. В руке пистолет. По его виду сразу поняли, что сейчас произойдет что-то такое, что никак не должно произойти.

– Менять огневую, вперед!

– Куда вперед? Впереди ничейная полоса, вся простреливается!

– Менять огневую, застрелю!

Воткнули пушку на передок. Возница разобрал вожжи, начал нахлестывать лошадей, и они выехали на дорогу. Не видя ничего перед собой, не замечая стрельбы, под удивленными взглядами наших разведчиков, укрывшихся в канаве вдоль дороги, поскакали вперед, стараясь не думать о том, чем кончится эта езда. Борис и возница уже лежали в кювете вместе с опрокинувшейся пушкой – обе их лошади были убиты одна за другой – когда из-за баррикады высунулся немец с поднятыми руками.

Борис в этот момент думал лишь о том, что они выполнили приказ, сделали все, что могли. Рядом с ними лежал один из разведчиков, который приполз по канаве. Увидев немца, разведчик вскинул автомат.

– Стой, – сказал Борис Петрович и ударил по стволу рукой, – он сдается.

Немец высунулся побольше. Стрельба прекратилась. Немец вылез во весь рост, несколько мгновений постоял с поднятыми руками и так побежал в нашу сторону. За ним выскочила и побежала вся вражеская баррикада. Немцы сдались. Бориса Петровича за этот бой наградили орденом Славы III степени.Что-то у немцев случилось, то ли убило офицера, то ли они его сами убили, но фашисты сдались. Фронтовая газета сообщила, что рядовой Чернышев и рядовой (следовала фамилия возницы), выкатив свою пушку на передовую и уничтожив беглым огнем баррикаду противника, способствовали взятию нашими войсками немецкого города N.

Михаил МИХАЙЛОВ

Фото из архивов 

0 Комментариев 95 Просмотров
С ПАРАДА В БОЙ
Шаги Великой Победы 05 ноя, 2016
В ГОРДОСТИ ЗА ПРЕДКОВ – НАШИ СИЛА И ДУХ!
Шаги Великой Победы 06 июн, 2016

В ГОРДОСТИ ЗА

…Читаем в наградном листе: красноармеец Антонов...

ШАХМАТИСТ БОРИС СПАССКИЙ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ
Лица 27 мар, 2017

ШАХМАТИСТ БОРИС

Выдающемуся международному гроссмейстеру,...

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Поиск по сайту

Поделиться

Погода

Авторизация